Сегодня в Казахстане ситуация по экспорту такова: к сожалению, основной экспорт из республики это по-прежнему сырье - нефть, газ, руды и так далее. Мировой спрос на нашу готовую продукцию или услуги пока что не так велик, как на сырье. В этой связи, Глава государства еще в прошлом году определил центральным элементом экономической политики страны экспортоориентированную индустриализацию, а Правительству поручено сфокусироваться на поддержке экспортеров в обрабатывающем секторе.
Несмотря на то, что Казахстан, известный в мире как обладатель практически всей таблицы Менделеева, является основным экспортным поставщиком природного сырья, у страны уже наметился прогресс в развитии экспорта готовой продукции. Наши товары уже знают в странах СНГ. Экспортируются продукты животного и растительного происхождения, кожевенное сырье, текстильные изделия, строительные материалы, машины и оборудование. Однако, для более глобального обхвата предстоит еще много работы.
Тонус и направление работ по развитию экспорта задает, созданное в июне 2019 года Министерство торговли и интеграции (МТИ), которое аккумулирует задачи по повышению эффективности государственного управления в области торговли и внешнеторговой деятельности, развития и продвижения экспорта несырьевых товаров и услуг.
МТИ проводятся комплексные работы в целях продвижения несырьевого экспорта товаров и услуг, по усилению институциональных основ. Осуществляется актуализация Национальной экспортной стратегии с учетом новых вызовов внешней торговли и потребностей бизнеса. Уже внесены изменения в законодательные акты в части льготного кредитования, предэкспортного и экспортного финансирования, возмещения части затрат по транспортным расходам. Эти меры направлены на увеличение конкурентоспособности товаров путем снижения себестоимости товара на экспортном рынке.
Техническое регулирование как основной инструмент обеспечения безопасности и качества продукции напрямую влияет на развитие торговли и обеспечение конкурентоспособности продукции как на внутреннем, так и внешнем рынках. Поэтому при подготовке к экспорту продукции очень важно владеть информацией о требованиях страны-импортера к безопасности и качеству ввозимой на рынок продукции, обязательному подтверждению соответствия, мерах ответственности за несоблюдение этих требований.
В текущем году Комитет технического регулирования и метрологии МТИ, совместно с Национальным органом по стандартизации изучили и проанализировали «интересные» для потенциальных казахстанских экспортеров рынки. Выявив пятерку наиболее «интересных», в целях обеспечения наших экспортеров полной информацией о действующих в странах экспорта обязательных требованиях и процедурах оценки соответствия продукции, проведена аналитическая работа по изучению особенностей технического регулирования и доступа на рынки приоритетных стран экспорта.
Отметим, что перечни приоритетных стран для изучения определялись совместно с государственными органами и организациями, предоставляющими услуги для казахстанских экспортеров: Министерствами сельского хозяйства, здравоохранения, энергетики, национальной экономики, Комитетом индустриального развития и промышленной безопасности МИИР, Департаментом развития и продвижения экспорта МТИ, Национальной палатой предпринимателей НПП РК «Атамекен», Внешнеторговой палатой Казахстана, АО «ЭСК «Kazakh Export», АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта», а также точечно прорабатывались с казахстанскими экспортоориентированными предприятиями в регионах.
По итогам 5-ти проведенных круглых столов с участием вышеуказанных госорганов и организаций, определены 5 приоритетных стран экспорта: КНР, ОАЭ, Турция, Иран и Германия. Также определены перечни продукции по каждой из стран, включающие 167 позиций по пищевой, 58 позиций по промышленной продукции, охватывающие химическую и металлургическую отрасли, машины и оборудование. Распределение по странам следующее:
№ п.п |
Страна экспорта |
Количество видов продукции |
Общее количество продукции |
|||
Пищевая |
Промышленная |
|||||
Хим. |
Метал. |
Маш. и обор. |
||||
1 |
КНР |
48 |
10 |
5 |
8 |
66 |
2 |
ОАЭ |
28 |
7 |
1 |
7 |
43 |
3 |
Иран |
32 |
8 |
1 |
4 |
45 |
4 |
Турция |
29 |
8 |
5 |
3 |
45 |
5 |
Германия |
30 (органика) |
- |
- |
- |
30 |
|
Итого |
167 |
|
62 |
|
229 |
В течение 2019 года Национальным органом по стандартизации были изучены НПА в области технического регулирования, сформированы перечни технических регламентов и стандартов этих стран по видам продукции, интересующей казахстанских экспортеров, осуществлен их перевод на русский язык. В целом переведено порядка 161 НПА и 1055 стандартов.
Для получения необходимой информации и проработки вопросов обеспечения экспорта и возможностей признания результатов оценки соответствия казахстанской продукции на территории стран экспорта, казахстанские эксперты - представители НОС посетили уполномоченные органы и организации по техническому регулированию, стандартизации, аккредитации Китая, Турции, ОАЭ, Ирана, Германии.
В ходе визитов обсуждались вопросы регулирования импорта продукции в эти страны, заключение соглашений на применение стандартов, возможности сотрудничества по взаимному признанию результатов оценки соответствия по согласованному перечню продукции.
По итогам встреч, органами по стандартизации Китая, Ирана, ОАЭ и Турции предоставлен доступ к национальным стандартам этих стран в разрезе продукции, интересующей казахстанских экспортеров. Дополнительно от Китая получено разрешение на применение отраслевых стандартов и стандарта ассоциации на сухое верблюжье молоко. Заключены соглашения с органами по стандартизации ОАЭ (ESMA), Советом по стандартизации стран персидского залива (GSO), предусматривающие распространение и применение стандартов.
Подписаны меморандумы о сотрудничестве с органами по аккредитации ОАЭ (ENAS), КНР (CNAS), Турции (HAK - Агентство по аккредитации Халал), Торговой площадкой по органической продукции «Dedere Deutschland GmbH», предусматривающие обмен опытом по новым направлениям аккредитации, вопросам продвижения экспорта, устранения технических барьеров и создания технической основы для признания результатов оценки соответствия.
Существенным дополнением к проведенным работам стала разработка страновых обзоров системы технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия по КНР, Турции, Ирану, Германии и ОАЭ. Данные обзоры содержат информацию об основных законодательных и нормативных правовых актах в сфере технического регулирования и включают системы нормирования требований, уполномоченных органов в сфере технического регулирования и инфраструктуры качества, видах и схемах оценки соответствия продукции, санитарных и фитосанитарных требованиях, требованиях безопасности и качества. Это касается и требований к упаковке и маркировке, в разрезе отраслей и видов продукции.
В обзорах подробно представлена информация об особенностях и тонкостях технического регулирования каждой страны в отдельности.
Например, поставляемая в Китай продукция должна соответствовать стандартам КНР и проходить обязательную сертификацию, инспекцию и регистрацию. Запрещено применение международных стандартов напрямую. Действует процедура регистрации этикетки, которую необходимо проходить за 2 месяца до начала экспорта продукции.
А для того, чтобы поставлять органическую продукцию в Германию она должна проходить систему контроля на всех этапах «от поля - до стола», таким образом, сертификация по органике осуществляется не в отношении только конечной продукции, а всего процесса производства, включая подготовку к производству, складирование, транспортировку, ведение учета всех данных.
На территории ОАЭ действуют как региональные стандарты стран Персидского залива GSO, так и национальные требования.
В Иране необходимо выполнение обязательных требований Халал, которые распространяются на убойные пункты, всю пищевую продукцию и косметику.
В Турции применяются регламенты Европейского союза и требуется нанесение маркировки “CE”, а также применяется маркировка “TSE” на соответствие национальным стандартам Турции.
Также, по каждой стране подготовлены алгоритмы, содержащие описание порядка действий экспортеров для обеспечения соответствия продукции обязательным требованиям и выхода на рынок указанной страны экспорта. Проведен сравнительный анализ обязательных требований, установленных в обязательных стандартах стран экспорта, и стандартах, действующих в Казахстане, а также сравнили процедуры оценки соответствия, в разрезе видов продукции.
Результаты проведенных работ широко обсуждались с участием всех заинтересованных организаций и предприятий на всей территории РК. В Международный День стандартизации 14 октября 2019 года в Нур-Султане прошел Форум, на тему «Стандартизация и экспорт: доступ на рынок Китая». 19 октября в рамках Конференции казахстанских товаропроизводителей состоялось масштабное мероприятие «Аллея мер государственной поддержки экспортеров», в котором приняли участие более 150 человек. Также, в столице 5-6 ноября совместно с ТОО «Центр компетенций» НПП РК «Атамекен» организован обучающий семинар «Продвижение зонтичного бренда «QazMai» для специалистов системы сертификации и аккредитации, с презентацией о системе технического регулирования и алгоритма экспорта пищевой масложировой продукции в КНР.
В День качества в Алматы состоялся Международный форум «Качество – основа для устойчивого развития Казахстана».
Также заседания круглых столов на тему: «Техническое регулирование и алгоритмы экспорта» прошли в регионах (Костанай, Усть-Каменогорск, Уральск и Караганда).
Работа по освещению результатов в других регионах страны продолжается.
Подготовленные страновые обзоры и алгоритмы экспорта опубликованы в виде отдельных изданий и размещены на портале в поддержку экспортеров www.export.gov.kz.
Более подробная информация по каждой из стран будет освещаться в последующих выпусках журнала в 2020 году.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что текущие работы, перспективы и долгосрочные планы, а также совместные международные проекты подтверждают высокую заинтересованность выбранных приоритетных стран экспорта в дальнейшем развитии торгово-экономического сотрудничества.
Приоритетная «экспортная пятерка» стран в настоящий момент обладает колоссальным потенциалом в качестве рынка сбыта. При этом во многих странах сейчас активно проводятся экономические реформы и инфраструктурные изменения, а значит, возрастает необходимость в закупке качественной конкурентоспособной продукции. Наша задача, используя наработки и текущую положительную конъюнктуру, открыть доступ к этим рынкам как можно большему количеству экспортеров.