В Казахстане утверждён стандарт на трубы без сварки

В Казахстане утверждён стандарт на трубы без сварки

3 Июнь 2025

РГП «КазСтандарт» разработал стандарт СТ РК 4008-2025 на инновационную технологию соединения стальных труб без применения сварки. Документ утверждён приказом Комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК и вступит в силу с 15 июня 2025 года. Новый стандарт призван вывести строительство трубопроводов на качественно новый уровень.

Строительство трубопроводов — одна из самых капиталоёмких составляющих нефтегазовых проектов. Значительную часть расходов составляют сварочные работы, требующие не только высоких трудозатрат, но и соблюдения строгих требований к безопасности и качеству.

Интерференционное механическое соединение (ИМС) предлагает принципиально иной подход: трубы соединяются без сварки методом впрессовки по технологии «конус — раструб».

Одним из ключевых преимуществ данной технологии является высокая скорость монтажа: одно соединение занимает всего 4–5 минут. Это позволяет прокладывать до 5 километров трубопровода в сутки. При этом качество соединения не уступает сварному: получаемый стык прочнее расчётного минимального предела текучести трубы.

Перед соединением на торцы труб наносится эпоксидный герметик. Он не участвует в обеспечении прочности, но обеспечивает полную герметичность и создаёт внутри стыка устойчивую к коррозии среду. Это особенно важно при использовании труб с внутренним антикоррозионным покрытием.

Технология устойчива к внешним нагрузкам, изгибам и перепадам температур, что делает её особенно актуальной для климатических условий Казахстана.

Интерференционное механическое соединение не требует большого количества персонала и может применяться в любых погодных условиях, что значительно повышает мобильность и снижает издержки при строительстве. Комплекс оборудования включает мобильный гидромеханический пресс и маслостанцию высокого давления с дизельным приводом.

Новая технология открывает перед отраслью широкие перспективы. Внедрение стандарта создаст условия для модернизации инфринфраструктурных проектов, повышения производительности и устойчивого развития в сфере транспортировки углеводородов, — отметили в КазСтандарте.