Мероприятия, проводимые в этот день, дают возможность потребовать уважения и защиты прав всех потребителей и протестовать против злоупотреблений на рынке и социальной несправедливости, которые подрывают эти права.
Обеспечение качественными и безопасными товарами и услугами потребителей возможно только при обязательном соблюдении требований, установленных техническими регламентами и стандартами к самой продукции, к процессам ее производства и реализации.
Законами РК «О техническом регулировании» «О стандартизации» определено, что одной из целей технических регламентов и стандартов является предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей относительно безопасности и качества продукции. В этом проявляется прямая связь с положениями законодательства о защите прав потребителей.
Одним из основных прав потребителей, гарантированных Законом «О защите прав потребителей» является право на приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества.
Например, принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», согласно которому «питьевым молоком» может называться исключительно продукт, произведённый из цельного молока, с массовой долей молочного жира менее 10 процентов, подвергнутый термической обработке, как минимум пастеризации, без добавления сухих молочных продуктов и воды, расфасованный в потребительскую тару. Продукт произведенный из сухих молочных продуктов и воды, с добавлением или без добавления других молочных продуктов или немолочных компонентов называется «молочный напиток».
Таким образом, сегодня стандарты во всем мире используют, как инструмент развития торговли товарами и услугами, которые должны отвечать ожиданиям потребителей и защищать в отношении безопасности, здоровья, экологичности и других свойств.
Сегодня в рамках международной практики разработка международных стандартов не обходится без мнения заинтересованной стороны потребителей.
Представители потребителей участвуют в разработке стандартов ISO и способствуют определению требований к продукции, удовлетворяющих потребности потребителей.
Когда конечный продукт отвечает требованиям потребителя, это создает беспроигрышную ситуацию - как для потребителя, так и для производителя или поставщика услуг.
Для нас важно участие потребителей в разработке стандартов, потому что мы стремимся обеспечить, чтобы стандарты соответствовали рынку и удовлетворяли потребности конечного пользователя.
Является или нет потребитель прямым пользователем, он часто подвергается все более широкими последствиями производства и торговли товарами и услугами, таким, как этические практики организации производства, воздействие на окружающую среду, последствия технологических изменений и систем для предоставления потребительской информации, для удовлетворения жалоб.
Если продуктом является какой-либо компонент или часть промышленного оборудования или услуги, стандарт ISO может определить необходимые требования безопасности и эксплуатационные характеристики. Конечным пользователем в этом случае будет производитель или специалист по обслуживанию.
Однако, в других случаях, конечным пользователем является представитель общества: конечный потребитель. Потребительские товары и услуги находятся под влиянием стандартов ISO в диапазоне от велосипедов, детских колясок, банковских карт до таких новейших областей регулирования, как безопасность продукта, платежные сетевые ресурсы, отзывы продукции с рынка, международная торговля товарами, бывшими в употреблении.
Как результат, потребительские вопросы находятся в центре стратегического планирования ISO, Кодексе этики и ее текущей работе по разработке стандартов.